Навкратис являлся одной из немногих греческих колоний, основанных в архаическую эпоху на территории древних государств Ближнего Востока. Его возникновение, вероятно, следует отнести к середине - второй половине VII в. до Р.Х., когда началось активное проникновение греков в Египет в качестве наемников и купцов. Из небольшой фактории Навкратис превратился к середине VI в. до Р.Х. в крупный торговый и ремесленный центр, сосредоточивший основную часть греко-египетской торговли. Своим существованием он был обязан политике фараонов саисской династии, заинтересованных в развитии тесных связей с греческими государствами. Однако египетские цари стремились в то же время сохранить контроль над греческим присутствием в стране, что не могло не отразиться на положении Навкратиса. Он был лишен многих характерных черт, присущих обычной эллинской колонии. В этой связи представляет особый интерес организация греческой общины Навкратиса в архаический период его истории.
По-видимому, как только первые греческие купцы стали прибывать в Египет, саисские фараоны стремились ограничить их присутствие северо-западным районом дельты. Здесь, на берегу Канобского рукава Нила, и возник Навкратис, который был исключительно торговым поселением. Поскольку он изначально являлся единственным эмпорием греков в Египте (Her.,II,179), сюда прибывали купцы из разных греческих государств. Опираясь на данные археологии, можно говорить о присутствии здесь во второй четверти VI в. до Р.Х. милетян, самосцев, хиосцев, а также, вероятно, эгинетян и родосцев. Первоначально каждое греческое государство, ведшее торговлю с Египтом, имело, видимо, отдельный торговый квартал и свое святилище. До середины VI в. до Р.Х. Навкратис, по-видимому, еще не представлял собой единую общину с магистратами и иными органами управления. Скорее всего в это время следует вести речь не об одной, а о нескольких торговых факториях, которые находились в непосредственной близости друг от друга и принадлежали отдельным греческим государствам. Каждое из этих государств получало, вероятно, с разрешения фараона в пределах ограниченной территории участок для строительства святилища и ведения собственной торговли. Обширные, обнесенные стенами святилища милетян, самосцев, а также, возможно, хиосцев и эгинетян, могут быть отнесены к самому раннему времени существования Навкратиса.
Перемены наступают в середине VI в. до Р.Х. В этот период увеличивается за счет малоазийских полисов число греческих государств, заинтересованных в непосредственной торговле с Египтом. Родос и Хиос начинают теснить позиции Милета, Самоса и Эгины в греко-египетской торговле. В то же время в самом Египте растут националистические настроения и все более частыми становятся требования ограничить иноземное влияние. В этих условиях, вероятно, потребовалась некая реорганизация греческой торговой колонии. В частности, могла возникнуть необходимость в усилении контроля над торговыми операциями греков и в регулировании отношений между ними и египетскими властями. Подобная реорганизация имела место в царствование фараона Амасиса (570-526 гг. до Р.Х.). Согласно Геродоту, Амасис разрешил грекам постоянно жить в Навкратисе, а заезжим греческим купцам - строить в нем храмы и алтари (Her.,II,178). Однако это свидетельство в высшей степени двусмысленно и противоречиво. Греки жили в этой колонии задолго до воцарения Амасиса, что подтверждают находки греческой керамики и остатки святилищ. Также не приходится говорить, что Амасис переселил всех греков, проживавших в Египте, в Навкратис и сосредоточил в нем всю греко-египетскую торговлю. До персидского завоевания греки жили, по крайней мере, еще в двух египетских городах - Дафнах и Мемфисе.
В чем же могла состоять в таком случае реформа Амасиса? Возможно, одним из ее результатов стало создание на месте Навкратиса общегреческого эмпория с единой администрацией вместо разрозненных факторий отдельных полисов. Это должно было обеспечить более надежный контроль над греками со стороны египетских властей. В то же время Навкратис обретал черты городского центра. С реформой Амасиса, вероятно, было связано увеличение числа греческих государств, интересы которых были представлены в эмпории. Как передает Геродот, 12 малоазийских полисов основали в Навкратисе общегреческое святилище Элленион. Они же назначали простатов эмпория (Her.,II,178). Эти должностные лица, вполне вероятно, также появились в результате реформы Амасиса. Они, по-видимому, контролировали ход торговых операций. Возможно, они также заведовали организацией экспорта хлеба из Египта и регулировали сбор пошлин, взымавшихся египетским правительством с ввозимых греками товаров. Однако при этом простаты могли являться и своего рода представителями, "консулами" тех полисов, которыми они были назначены.
Итак, Навкратис был совершенно особой греческой колонией. Он не имел метрополии или метрополий в обычном смысле этого слова. Греческие государства, торговавшие в Навкратисе, нередко враждовали друг с другом в самой Греции, но общие экономические интересы заставляли забыть о разногласиях и раздорах. Навкратис представлял собой характерный пример торгового поселения (эмпория), резко отличавшегося по статусу от полиса. Он обладал ограниченной автономией, не имел, по крайней мере, ярко выраженных политических институтов. Но при этом несомненно, что в Навкратисе в архаическую эпоху шло формирование национальной общности проживающих в нем греков, о чем свидетельствует в том числе и создание Эллениона.
© Климин А.И., 1999, 2006